Госавтоинспекция МВД России
Гильдия Российских Адвокатов
Российский Союз Автостраховщиков
Мы уже проконсультировали более 30000 человек

Уголок потребителя для ИП

Потребительский уголок для индивидуальных предпринимателей

Право на информацию о продавце — одно из основных прав потребителя. Предоставление доступа к этой информации является обязанностью любого торгового посредника, независимо от его организационно-правовой формы. Поэтому потребительские уголки должны оформлять индивидуальные предприниматели. Что должно быть в потребительском уголке IP в 2021 году — рассмотрим в этой статье.

Что говорит закон

В 2020 году ряд нормативных актов был признан недействительным, в них подробно говорилось о том, что должно быть в центре внимания потребителя. Новое постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. 2463, содержащий правила розничной торговли с 2021 года, больше не содержит таких правил, ограничиваясь только общим упоминанием о праве потребителя на информацию.

Остается руководствоваться Законом о защите прав потребителей. Таким образом, согласно ст. 9 указанного Закона продавец (исполнитель) должен довести до потребителя информацию:

  • Полное наименование индивидуального предпринимателя;
  • позиция;
  • оперативный режим;
  • о государственной регистрации и наименовании лица, зарегистрировавшего индивидуального предпринимателя;
  • по имеющимся лицензиям.
  • Следовательно, любая организация или индивидуальный предприниматель, которые продают товары или предоставляют услуги населению, обязаны предоставить вышеуказанную информацию потребителю.

    Книга отзывов и предложений: нужна или нет?

    Главное новшество действующего законодательства — отмена обязанности вести книгу отзывов и предложений для ритейлеров. Поэтому магазинам и многим поставщикам услуг больше не нужно иметь при себе этот документ. У кого еще есть эта обязанность:

  • сфера общественного питания: столовые, кафе, бары, рестораны и т д. (п. 6 Постановления Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1515);
  • сфера бытового обслуживания: ателье, химчистки, парикмахерские, салоны красоты и др. (п. 3 постановления Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514);
  • туристические агентства (п.7 Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 № 1852).
  • Однако до сих пор неясно, имеет ли книга отзывов и советов юридическое значение: пока нет нового порядка работы с этим документом, а также требований к его оформлению. Однако индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в указанных сферах, должны иметь в потребительском уголке книгу жалоб и предложений, в противном случае им грозит административная ответственность в виде штрафа от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 14.4 КоАП РФ. Федерация).

    Поскольку требований к оформлению Книги обзоров и предложений нет, в качестве этого документа можно использовать простую записную книжку с надписью на обложке: «Книга отзывов и предложений».

    Что еще должно быть в уголке потребителя

    Потребительский уголок — это набор визуальных информационных материалов, доступных потребителю для ознакомления и содержащий следующие серии документов:

    1. Информация о продавце в соответствии с Законом о защите прав потребителей:
    2. копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
    3. копии лицензий и других разрешений, требуемых законом. Например, если магазин продает алкогольные или табачные изделия, он должен иметь соответствующую лицензию;
    4. режим работы и адрес.
    5. Законы и другие постановления:
    6. Закон о защите прав потребителей;
    7. Кодекс об административных правонарушениях;
    8. Иные правила, касающиеся деятельности индивидуальных предпринимателей. Это могут быть правила розничной торговли, перечни товаров, которые не подлежат возврату и технически сложных товаров, правила оказания отдельных видов услуг, санитарно-эпидемиологические требования.
    9. Важно! Для прохождения контроля Роспотребнадзора важно использовать официальные редакции регламента, а не самодельные принты.

    10. Другие документы:
    11. план эвакуации и правила пожарной безопасности;
    12. порядок обслуживания льготных категорий граждан;
    13. перечень контролирующих органов и способы связи с ними.

    Устали читать? Мы подскажем вам по телефону и ответим на ваши вопросы

    Правила оформления уголка потребителя

    Правила оформления потребительского уголка для индивидуальных предпринимателей никак не регламентированы, однако практика проведения проверок Роспотребнадзора позволила выделить некоторые рекомендации:

    1. Потребительский уголок может быть оформлен в виде подставки, а также книжной или кроссоверной системы. Главное — предоставить потребителю свободный доступ к необходимой информации. Если документы лежат в закромах, они должны быть легко удалены оттуда. В продаже можно найти готовые комплекты для меблировки потребительского уголка, включая сам стенд и действующие редакции регламентов.
    2. Язык дизайна — русский. При необходимости информация может быть продублирована на другом языке.
    3. необходимо следить за обновлением информации в уголке потребителя: использовать актуальные редакции нормативных актов, публиковать обновленные данные о контролирующих органах.
    4. информационный киоск лучше всего разместить у входа в торговую зону или служебное помещение на видном месте.

    Ответственность за отсутствие или неправильное оформление уголка потребителя

    Содержание потребительского уголка контролируется Роспотребнадзором, который в любой момент может проверить жалобу покупателя.

    1. За неправильное оформление потребительского уголка по ст. 14.5 КоАП РФ индивидуальному предпринимателю грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей. Однако, если такое нарушение обнаруживается впервые, штраф обычно заменяется предупреждением и предписанием об устранении нарушения в течение определенного периода времени.
    2. Отсутствие книги жалоб и предложений в случаях, когда это необходимо, является нарушением в соответствии со ст. 14.4 КоАП РФ и влечет наложение штрафа от 10 000 до 30 000 рублей.
    3. Потребитель также несет ответственность за размещение на стенде ложной информации: в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ такое нарушение влечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 500 до 1000 рублей.

    Решение об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его получения.

    Судебная практика

    Иногда споры между индивидуальными предпринимателями и Роспотребнадзором на потребительском рынке доходят до суда. Некоторые судебные решения позволяют заполнить нормативные пробелы и ответить на несколько вопросов о дизайне потребительского уголка.

    Важно! Следующие судебные постановления были изданы в соответствии с уже не действующим законодательством. Судебная практика в новой нормативно-правовой базе еще не сложилась.

    1. Временное отсутствие уголка потребителя из-за его неисправности не является нарушением. После проверки государственного органа в студенческой столовой выяснилось отсутствие потребительского уголка. Представитель столовой пояснил, что кабинка есть, но ее разобрали студенты. К моменту начала судебного заседания трибуна уже висела на месте. Суд установил, что столовая не нарушала права потребителя и что не было состава преступления (решение № М-2671/2015 от 24.08.2015 по делу № 2-2837 / 2015).
    2. Правильно оформленный уголок потребителя, расположенный в недоступном для покупателя месте, не является нарушением. Потребитель подал жалобу в суд на отсутствие книги отзывов и советов. В ходе проверки контролирующий орган, участвовавший в процессе, констатировал наличие потребительского уголка с необходимой информацией, но в недоступном месте, что не было признано нарушением (решение апелляционной инстанции № 33-2211 / 2015 2015 от 29 апреля 2015 г.). 2015 г по делу № 33-2211 / 2015).
    3. Отсутствие книги отзывов и советов в потребительском уголке не является нарушением, но должно быть предоставлено по запросу потребителя. Данные действия продавца признаны административным правонарушением (Решение № 2-7453 / 2014 от 18.08.2014г.).
    4. Если потребитель оставил жалобу и свои контактные данные в книге отзывов и советов, на него должен быть дан письменный ответ. Суд признал жалобу, внесенную в книгу отзывов и предложений, должным образом соблюденной предварительной процедурой разрешения спора истцом (решение № 2-1889 / 2015 от 2.07.2015 г по делу № 2 -1889 / 2015).

    Заключение эксперта

    Подведем итоги:

    1. Потребительский уголок заполняют все индивидуальные предприниматели, работающие с физическими лицами.
    2. Основная цель потребительского уголка — предоставить покупателю доступ к информации о продавце, поэтому он должен не только содержать все необходимые документы, но и быть оформлен в наиболее удобном для посетителя виде.
    3. При проектировании потребительского уголка следует учитывать особые требования, регулирующие продажу товаров и оказание определенных видов услуг.
    4. Если ваш потребительский уголок не прошел проверку и вы привлечены к административной ответственности, решение надзорного органа можно обжаловать в суде, обратившись за помощью к квалифицированным юристам.

    Потребительский уголок для индивидуальных предпринимателей

    Снежана Погонцева

    Юрист, автор-редактор сайта
    (Семейное право, стаж 12 лет)

    Задайте вопрос

    Вам нужна правовая помощь?
    300 рублей Бесплатно
    * До конца месяца
    Напишите свой вопрос и наш эксперт перезвонит
    вам в течении 5 минут и проконсультирует
    Решить проблему
    Напишите свой вопрос и наш эксперт перезвонит
    вам в течении 5 минут и проконсультирует
    Решить проблему
    Спасибо!
    Ваша заявка принята
    Ожидайте звонка юриста в течении 5 минут
    Задать ещё вопрос
    Конфиденциально
    Информация о вас не будет разглашена
    Быстро
    Наш консультант свяжется с вами через 5 минут
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Юридическая консультация онлайн - сервис оперативной помощи пострадавшим
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: