Право на информацию о продавце — одно из основных прав потребителя. Предоставление доступа к этой информации является обязанностью любого торгового посредника, независимо от его организационно-правовой формы. Поэтому потребительские уголки должны оформлять индивидуальные предприниматели. Что должно быть в потребительском уголке IP в 2021 году — рассмотрим в этой статье.
Что говорит закон
В 2020 году ряд нормативных актов был признан недействительным, в них подробно говорилось о том, что должно быть в центре внимания потребителя. Новое постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. 2463, содержащий правила розничной торговли с 2021 года, больше не содержит таких правил, ограничиваясь только общим упоминанием о праве потребителя на информацию.
Остается руководствоваться Законом о защите прав потребителей. Таким образом, согласно ст. 9 указанного Закона продавец (исполнитель) должен довести до потребителя информацию:
Следовательно, любая организация или индивидуальный предприниматель, которые продают товары или предоставляют услуги населению, обязаны предоставить вышеуказанную информацию потребителю.
Книга отзывов и предложений: нужна или нет?
Главное новшество действующего законодательства — отмена обязанности вести книгу отзывов и предложений для ритейлеров. Поэтому магазинам и многим поставщикам услуг больше не нужно иметь при себе этот документ. У кого еще есть эта обязанность:
Однако до сих пор неясно, имеет ли книга отзывов и советов юридическое значение: пока нет нового порядка работы с этим документом, а также требований к его оформлению. Однако индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги в указанных сферах, должны иметь в потребительском уголке книгу жалоб и предложений, в противном случае им грозит административная ответственность в виде штрафа от 10 000 до 30 000 рублей (ст. 14.4 КоАП РФ. Федерация).
Поскольку требований к оформлению Книги обзоров и предложений нет, в качестве этого документа можно использовать простую записную книжку с надписью на обложке: «Книга отзывов и предложений».
Что еще должно быть в уголке потребителя
Потребительский уголок — это набор визуальных информационных материалов, доступных потребителю для ознакомления и содержащий следующие серии документов:
- Информация о продавце в соответствии с Законом о защите прав потребителей:
- копия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
- копии лицензий и других разрешений, требуемых законом. Например, если магазин продает алкогольные или табачные изделия, он должен иметь соответствующую лицензию;
- режим работы и адрес.
- Законы и другие постановления:
- Закон о защите прав потребителей;
- Кодекс об административных правонарушениях;
- Иные правила, касающиеся деятельности индивидуальных предпринимателей. Это могут быть правила розничной торговли, перечни товаров, которые не подлежат возврату и технически сложных товаров, правила оказания отдельных видов услуг, санитарно-эпидемиологические требования.
- Другие документы:
- план эвакуации и правила пожарной безопасности;
- порядок обслуживания льготных категорий граждан;
- перечень контролирующих органов и способы связи с ними.
Важно! Для прохождения контроля Роспотребнадзора важно использовать официальные редакции регламента, а не самодельные принты.
Устали читать? Мы подскажем вам по телефону и ответим на ваши вопросы
Правила оформления уголка потребителя
Правила оформления потребительского уголка для индивидуальных предпринимателей никак не регламентированы, однако практика проведения проверок Роспотребнадзора позволила выделить некоторые рекомендации:
- Потребительский уголок может быть оформлен в виде подставки, а также книжной или кроссоверной системы. Главное — предоставить потребителю свободный доступ к необходимой информации. Если документы лежат в закромах, они должны быть легко удалены оттуда. В продаже можно найти готовые комплекты для меблировки потребительского уголка, включая сам стенд и действующие редакции регламентов.
- Язык дизайна — русский. При необходимости информация может быть продублирована на другом языке.
- необходимо следить за обновлением информации в уголке потребителя: использовать актуальные редакции нормативных актов, публиковать обновленные данные о контролирующих органах.
- информационный киоск лучше всего разместить у входа в торговую зону или служебное помещение на видном месте.
Ответственность за отсутствие или неправильное оформление уголка потребителя
Содержание потребительского уголка контролируется Роспотребнадзором, который в любой момент может проверить жалобу покупателя.
- За неправильное оформление потребительского уголка по ст. 14.5 КоАП РФ индивидуальному предпринимателю грозит административная ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2000 рублей. Однако, если такое нарушение обнаруживается впервые, штраф обычно заменяется предупреждением и предписанием об устранении нарушения в течение определенного периода времени.
- Отсутствие книги жалоб и предложений в случаях, когда это необходимо, является нарушением в соответствии со ст. 14.4 КоАП РФ и влечет наложение штрафа от 10 000 до 30 000 рублей.
- Потребитель также несет ответственность за размещение на стенде ложной информации: в соответствии со ст. 14.8 КоАП РФ такое нарушение влечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от 500 до 1000 рублей.
Решение об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 дней со дня его получения.
Судебная практика
Иногда споры между индивидуальными предпринимателями и Роспотребнадзором на потребительском рынке доходят до суда. Некоторые судебные решения позволяют заполнить нормативные пробелы и ответить на несколько вопросов о дизайне потребительского уголка.
Важно! Следующие судебные постановления были изданы в соответствии с уже не действующим законодательством. Судебная практика в новой нормативно-правовой базе еще не сложилась.
- Временное отсутствие уголка потребителя из-за его неисправности не является нарушением. После проверки государственного органа в студенческой столовой выяснилось отсутствие потребительского уголка. Представитель столовой пояснил, что кабинка есть, но ее разобрали студенты. К моменту начала судебного заседания трибуна уже висела на месте. Суд установил, что столовая не нарушала права потребителя и что не было состава преступления (решение № М-2671/2015 от 24.08.2015 по делу № 2-2837 / 2015).
- Правильно оформленный уголок потребителя, расположенный в недоступном для покупателя месте, не является нарушением. Потребитель подал жалобу в суд на отсутствие книги отзывов и советов. В ходе проверки контролирующий орган, участвовавший в процессе, констатировал наличие потребительского уголка с необходимой информацией, но в недоступном месте, что не было признано нарушением (решение апелляционной инстанции № 33-2211 / 2015 2015 от 29 апреля 2015 г.). 2015 г по делу № 33-2211 / 2015).
- Отсутствие книги отзывов и советов в потребительском уголке не является нарушением, но должно быть предоставлено по запросу потребителя. Данные действия продавца признаны административным правонарушением (Решение № 2-7453 / 2014 от 18.08.2014г.).
- Если потребитель оставил жалобу и свои контактные данные в книге отзывов и советов, на него должен быть дан письменный ответ. Суд признал жалобу, внесенную в книгу отзывов и предложений, должным образом соблюденной предварительной процедурой разрешения спора истцом (решение № 2-1889 / 2015 от 2.07.2015 г по делу № 2 -1889 / 2015).
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- Потребительский уголок заполняют все индивидуальные предприниматели, работающие с физическими лицами.
- Основная цель потребительского уголка — предоставить покупателю доступ к информации о продавце, поэтому он должен не только содержать все необходимые документы, но и быть оформлен в наиболее удобном для посетителя виде.
- При проектировании потребительского уголка следует учитывать особые требования, регулирующие продажу товаров и оказание определенных видов услуг.
- Если ваш потребительский уголок не прошел проверку и вы привлечены к административной ответственности, решение надзорного органа можно обжаловать в суде, обратившись за помощью к квалифицированным юристам.
Снежана Погонцева
Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)
Задайте вопрос