Сегодня все автомобили, предназначенные для коммерческого транспорта, должны иметь в наличии соответствующие устройства управления — тахографы. Начинающие водители иногда впадают в панику, не зная, как работать с этой техникой, но в сети есть множество видеоуроков. Чтобы их найти, достаточно ввести в браузере фразу «Как пользоваться тахографом с картой видеодрайвера» панель поиска».
Общие моменты работы с тахографом и картой водителя
Действительно, процедура работы с устройством очень проста. При этом водителю совершенно необязательно знать абсолютно все возможные манипуляции с ним. Для тихой работы достаточно уметь выполнять несколько простых операций.
Согласно специфике работ, водителю придется выполнять их периодически, поэтому со временем рука заполняется и процедуру легко запомнить.
Тахограф используется для коммерческого транспорта. Это может быть как грузовая, так и пассажирская перевозка. Это устройство действует как бортовой самописец на автомобиле, основное предназначение которого — фиксировать движение (учитываются скорость и расстояние), а также записывать время, проведенное водителем за рулем автомобиля.
Последнее обстоятельство, то есть время вождения автомобиля, регистрируется тахографом с помощью индивидуальной карты тахографа водителем. Эта карта содержит специальный чип, на котором, собственно, записывается информация о ней, включая время работы. Помимо чипа, на карте есть фотография водителя, его личные данные и срок его действия.
Водитель должен использовать только свою личную карту. Если вы используете чужую карту во время вождения, это эквивалентно вождению без карты тахографа. Проще говоря, за такое деяние лицо может быть привлечено к административной ответственности по статье 11.23 КоАП РФ, что влечет наложение очень большого штрафа.
Однако следует учитывать, что есть некоторые нюансы в использовании карт тахографа и тахографов. Об этом будет сказано ниже.
Чем отличается карта водителя СКЗИ от ЕСТР
Когда впервые слышишь такие сокращения, становится несколько неудобно. Однако на самом деле все предельно просто и понятно. Дело в том, что в зависимости от маршрута движения автомобиля зависит тип карты водителя и тип самого тахографа.
Карты драйверов SKZI и AETR имеют довольно заметные различия между собой:
Помимо вышеперечисленных отличий есть еще отличия по внешнему виду:
- В верхнем левом углу карты МЗЗИ овальный значок содержит буквы «RUS». Но в карточке AETR в углу есть прямоугольный значок, хотя надпись такая же.
- В карте СКЗИ данные водителя (имя и адрес) записываются только на русском языке. В карточке AETR указанная информация дублируется на английском языке.
Если маршрут транспортного средства находится внутри страны, например, вам придется ехать по российским дорогам, то необходимо использовать тахографы типа СКЗИ с таким же типом карты. Если маршрут находится за границей, необходимо использовать международные тахографы и карты AETR.
Как узнать PIN-код
Водитель должен знать ПИН-код на карте SKZI. Это необходимо для использования устройства в штатном режиме. Без его внедрения тахограф работать не будет. Поэтому ПИН-код предоставляется производителем вместе с картой водителя.
Однако очень часто водители ошибаются при вводе этого кода. В результате карта заблокирована.
Последний штрих: вы можете удалить блок, только введя другой код, называемый PUK-кодом. Также поставляется производителем. После его ввода устройство автоматически сгенерирует новый PIN-код и отобразит его на экране.
Если PUK-код утерян, есть только один способ решить проблему: обратиться в компанию, выпустившую карту. В этом случае заявитель должен предъявить документ, удостоверяющий его личность, и саму карту.
Инструкция использования тахографа с карточкой водителя
важно знать, что тахографы, сертифицированные для использования в Российской Федерации, имеют аналогичную конструкцию. В связи с этим для водителей не проблема разобраться в нюансах работы большинства устройств. Однако возникает вопрос: «Как использовать карту водителя для цифрового тахографа?». — остается актуальным, однако, поскольку пункты меню и элементы интерфейса могут сильно различаться в зависимости от модели устройства.
Однако в целом подробная инструкция по применению содержит следующие моменты:
- Установка карты в слот устройства. Карта вставляется перед началом работы, например, перед запуском двигателя. Он вставляется чипом вверх, т.е сторона с фотографией и личной информацией должна находиться внизу. Чтобы полностью вставить карту, нужно слегка надавить на нее до щелчка. Однако некоторые модели тахографов устроены таким образом, что в определенный момент они начинают автоматически принимать карту (как в банкоматах). Также нужно знать и помнить, что карта помещается в крайний левый слот для карт. Если за рулем два человека, штурман также должен активировать карту. Для этого его тоже нужно вставить в устройство, но это делается в другой слот.
- Активация карты. Для активации карты после того, как она вставлена в слот, вам нужно будет ввести значение ПИН-кода. После ввода правильного кода авторизации на экране появится изображение имени и фамилии держателя карты, вылетающего на рейс.
- Ввод данных о деятельности водителя перед началом работы. Водителю необходимо будет ввести информацию о том, где он находился и чем занимался, перед началом работы. Как правило, указывается «отдых» или «работа». Некоторые модели позволяют выбрать значение «готово». Уточнение этих нюансов необходимо для того, чтобы контролировать режим работы и отдыха водителя. В конце на экране появится пункт «готов к использованию».
- Начало работы. После запуска гида на экране устройства появится запись «гида». В этом случае он будет отображаться на дисплее до тех пор, пока автомобиль не будет остановлен. Этот индикатор нельзя установить вручную, он загорается автоматически. А если вдруг движение начнется без вставленной карты, на дисплее появится предупреждение — «проверка без карты». Это будет сопровождаться характерным звуковым сигналом.
- Конец работы. После остановки движения режим работы устройства изменится. На дисплее отобразится «отдых». Переход в спящий режим также будет происходить автоматически.
- Распечатайте информацию с бумаги. Распечатать информацию, хранящуюся на карте, можно будет, если в устройстве есть бумага для печати (ее отсутствие приравнивается к неисправности устройства) и внутренний термопринтер отремонтирован. Чтобы распечатать необходимую информацию, вам нужно будет действовать в определенной последовательности. Конкретные шаги зависят от модели тахографа, но в общих чертах алгоритм действий следующий: в главном меню выберите опцию «печать», затем выберите желаемый временной интервал и подтвердите действие.
- Вывод карты. Чтобы вынуть карту из слота, по окончании работы, после того, как водитель ввел данные о положении, нажмите соответствующую кнопку на устройстве, после чего карта будет вытолкнута из кард-ридера. Кнопка расположена спереди. Покажите треугольник с подчеркиванием. Аналогичным образом карта сменного водителя вынимается из кард-ридера.
Несмотря на простоту работы с устройством, при его эксплуатации иногда могут возникать вопросы. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют водителям иметь при себе подробное руководство (инструкцию) по эксплуатации устройства. Его присутствие будет преимуществом для водителя и когда его остановит на дороге дорожная полиция.
Функционал тахографов
Таким образом, цифровой тахограф выполняет следующие функции:
Помимо того, что тахограф отражает действия водителя в режиме реального времени, он выполняет диагностику ошибок и самодиагностику.
Обслуживание тахографов
Тахограф, как и любое электронное устройство, требует обслуживания.
Общий перечень мероприятий по уходу за устройством включает несколько элементов:
- Готовность правильно работать.
- Проверка точности записанных данных.
- Корректировка показателей с учетом временных характеристик.
- Коррекция пробега автомобиля.
- Регулировка ограничения скорости автомобиля.
- Калибровка устройства.
Тахограф проверяется не реже одного раза в два года. При этом техническое обслуживание также должно проводиться по мере необходимости: после ремонта устройства, замены покрышек, замены блока СКЗИ и так далее.
Лицензия на установку тахографов
Тахограф — это криптографическое оборудование. Таким образом, согласно постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N313, любые манипуляции с ним возможны только лицом, имеющим специальную лицензию. В результате произвол или обращение за помощью к нелицензированным компаниям может привести к дополнительным потерям.
Во-первых, это административный штраф за неправильно установленное устройство.
Во-вторых, это стоимость замены поврежденного оборудования. Следовательно, вам следует запрашивать услугу только у тех компаний, у которых есть соответствующее разрешение на работу с криптографическими устройствами.
Режим труда водителя
Целью внедрения и использования тахографов является повышение безопасности дорожного движения.
Это достигается не только мониторингом технического состояния автомобиля с помощью аналогичного бортового регистратора, но и строгим соблюдением рабочего времени водителя.
Законодательство содержит ряд положений, четко регламентирующих режим работы водителя.
Следовательно, в соответствии с требованиями, установленными AETR (международными стандартами), применяется следующее рабочее время:
Но согласно Приказу Минтранса РФ от 20 августа 2004 г. N15 (нормы российского законодательства) для водителей установлен иной режим:
К сожалению, несмотря на установленные правила рабочего времени, полностью соблюдать требования стандартов довольно проблематично.
Одна из причин такого положения дел — слаборазвитая дорожная инфраструктура. В основном это относится к местным маршрутам. Как следствие, нарушение режима отдыха и создание угрозы безопасности дорожного движения.