Один из видов определения авторов, который используется до сих пор, — это следовая экспертиза при несчастном случае. Следы аварии остаются не только на машине, но и вокруг нее. По ним специалисты могут подробно рассказать, как все произошло, кто виноват и почему. Самые сложные ситуации, когда, казалось бы, нет ни одного свидетеля, невозможно понять, как произошла авария, кто виноват в аварии, решаются абсолютно однозначно благодаря судебной медицине — трассологии.
Что значит транспортно-трасологическая экспертиза
Область криминалистики всегда вызывает особый интерес, а фильмы, раскрывающие секреты работы следователей, воспринимаются почти как научная фантастика. Но вся работа специалистов основана на математических расчетах, физике, химии, механике и многих других точных науках.
Трансологическое исследование изучает узоры следов на всех объектах, участниках и поверхностях сцены, извлекает и фиксирует из этой информации весь материал, необходимый для исследования.
Бывает, что авария произошла, а свидетелей нет. Картина на месте совершенно непонятна, и все участники винят кого угодно, только не себя. Эта запутанная ситуация требует вмешательства экспертов, которые на своем пути могут обрисовать всю картину происходящего. На основании экспертизы следователи определяют ход дальнейшего расследования.
Приезжают сотрудники ГАИ, помогают пострадавшим, арестовывают виновных, если они не ранены. Инспекторы ГАИ выполняют свои обязанности и составляют отчеты, которые ложатся им на плечи. В случае трагических происшествий к работе привлекаются следователи уголовного отдела, а, следовательно, и криминологи. В том числе транспортная трассология. В их обязанности входит обследование места происшествия, всех предметов и предметов. По изученным трассам специалисты определяют скорость, с которой двигалось транспортное средство, обстановку, силу удара, отскока и другие параметры.
После фиксации данных на основании материалов протоколов ГИБДД и уголовного производства выстраивается полная картина события, предшествовавшего трагедии. Работа экспертов не афишируется. Все материалы с уголовным производством передаются в суд, равно как и оценки. Так получается, что следствие приостанавливается до получения отчета о проверке.
На основании установленных фактов следователи проводят повторные расследования и допросы. Только тогда вырисовывается полная картина того, что происходило до начала расследования.
На основании чего делают выводы транспортные трасологи
Судебно-транспортный следопыт на месте крушения осматривает:
Для качественного выполнения своей работы эксперты запрашивают у инспекторов ГАИ, прибывших первыми, и у следователей какие-то документы и отчеты:
- Протоколы инспекции на месте.
- Уголовное дело со всеми вопросами, необходимыми для сдачи экзамена.
- Панорамная фотография. Таблицу судебно-медицинской экспертизы составляют специалисты. Но прибывшие на место сотрудники ГИБДД ограничивают место происшествия. А когда полностью заморозить движение невозможно, делается панорамный снимок. Это значит, что фотографируется все, что связано с ДТП: автомобили со всех сторон, местность, светофоры, пешеходные дорожки и так далее. Вам нужно сделать 12 фото, чтобы общее изображение было четким.
Если автомобиль оборудован антиблокировочной тормозной системой (ABS), тормозной путь автомобиля почти всегда не размечен на асфальте. Поэтому доказать скорость транспортного средства в момент столкновения без следологической экспертизы практически невозможно.
Транспортно-следологическая оценка при дорожно-транспортных происшествиях длится около 2 — 3 месяцев. Столько же уходит на расследование уголовного дела. Обычно, если виновник несчастного случая со смертельным исходом признает свою вину и обе стороны готовы прийти к мирному урегулированию конфликта, судебный процесс состоится через 5 месяцев. В ходе встречи могут быть представлены доказательства мирного досудебного разрешения конфликта.
Обычно следственные действия проводятся в течение 6 месяцев с момента происшествия до решения суда.
Пример ДТП с привлечением транспортно-трасологических экспертов
Жизненная ситуация, в которой было бы невозможно определить долю вины каждого участника трагедии без работы экспертов-трейсологов.
Глава одного из крупных управлений городской администрации и его заместитель работают вместе более 20 лет. По долгу службы им срочно нужно было выехать и проверить другой город по трассе. Автомобили компании по трагическому стечению обстоятельств попутно ремонтировались. Было решено водить депутата на собственном автомобиле (Hyundai Solaris), который уже давно преодолел 67-летний рубеж. На трассе произошла серьезная авария, в результате которой серьезно пострадал пассажир — начальник управления, после чего через месяц скончался на больничной койке. Водитель (заместитель начальника) получил менее серьезные травмы и выжил.
На месте не удалось стандартным способом определить тормозной путь Jeep Cherokee, в который он врезался во время ремонта Hyundai. Владелец джипа утверждал, что ходил со скоростью 90 км / ч. Свидетель, следовавший за ним, подтвердил, что он тоже двигался с такой скоростью. Позже, когда проводился осмотр следов, свидетель признался, что владелец джипа просил его дать лжесвидетельство. Водитель Hyundai с сотрясением мозга и множественными переломами вообще не мог давать показания около месяца. Поэтому специалисты-следопыты провели осмотр и установили, что джип двигался со скоростью 130 км / ч, а водитель пострадавшего пассажира до разрешенного поворота налево сначала немного повернул вправо. И пассажир, и водитель не были пристегнуты ремнями безопасности. При соблюдении правил пассажир останется жив, а водитель не вылетит из машины, а умрет мгновенно. Водитель признал себя виновным. Семья погибшего не настаивала на уголовном наказании, требовала материальной компенсации затрат на погребальный обряд и годовщину в размере около 1 миллиона рублей.
Суд вынес определение с учетом большого количества факторов:
- Выезд произведен в пределах рабочего времени на работу (несчастный случай на работе, который был зарегистрирован на работе);
- Авария произошла в частном автомобиле, который использовался в служебных целях.
- Заместитель (он водил) более 50 лет занимал руководящие должности — описание предоставили должность и министерство ведомства.
- Все участники инцидента были трезвыми.
- Стороны разрешили конфликт во внесудебном порядке.
- Суду выдана нотариально засвидетельствованная квитанция о переводе денег в счет возмещения морального вреда, расходов на медицинские процедуры, операции и реанимацию, похорон и связанных с ними расходов.
На основании судебно-медицинской экспертизы, выводов следствия, показаний свидетелей суд вынес решение об освобождении водителя от уголовной ответственности.
Именно в этом случае виновный был готов к наказанию (с отсрочкой приговора до 1,5 лет), но потерпевшая посчитала более выгодным для семьи получить материальную компенсацию.
На основе этого примера можно сделать вывод, что без транспорта и следовой экспертизы невозможно было бы окончательно определить, кто и с какой скоростью он двигался по дороге, какие маневры совершал.
Четкая картина произошедшего появилась только после осмотра повреждений обеих машин, положения тел на дороге, машин относительно друг друга и в космосе.
Какой объём работ проводит эксперт при трасологической экспертизе
Ни сотрудники ГАИ, ни следователи не имеют права вмешиваться в работу судебно-медицинских экспертов. Это отдельная авторитетная «каста» среди криминалистов.
Исследователь транспортного пути может определить:
Основываясь на собранном материале, идентификации, анализе, навыках, расчетах и других конкретных криминалистических инструментах, эксперт полностью воссоздает картину произошедшего, указывая действия, скорость и поведение модели всех участников аварии.
На основании этого следователи проводят расследование.
Зачем заказывать трасологическую экспертизу
Бывают ситуации, когда страховая компания считает, что это не страховой случай. Для того, чтобы вы отстаивали свои права, доказывали свою невиновность или получали платежи по ОСАГО, Каско, RSA, независимая трассологическая экспертиза после ДТП предоставляет свои услуги, стоимость которых, в принципе, зависит от места, где вы ее заказываете.
В среднем цена может отличаться:
Самая дешевая услуга — оценка ущерба после аварии. Страховая компания сама проводит оценку ущерба, но не всегда готова сразу выплатить полную сумму. Например, в данной ситуации ДТП со смертельным исходом ОСАГО выплачивается потерпевшей только на основании судебного решения. Но в течение 10 дней с момента ДТП застрахованный обязан написать заявление в страховую компанию. Пострадавшие получат сумму в размере 500 тысяч рублей. Из них 25 тысяч рублей на захоронение.
В случаях, когда уголовное дело не возбуждено, следовая экспертиза проводится за счет заинтересованного лица. Например, если вы точно знаете, что не виноваты, но не можете доказать это обычным способом. Или сотрудники ГАИ не обладают техническими навыками, полномочиями и знаниями в области судебно-медицинской экспертизы (это не их область компетенции) для определения настоящего виновника.
Автомобиль, пострадавший в результате ДТП на момент расследования, находится под арестом при выемке. Близкий родственник может забрать из машины только самое необходимое после принятия необходимых действий специалистами и под пристальным наблюдением следователя (на ресепшене).
Трансологическое обследование при ДТП — что это делать водителю, получившему отказ страховой компании? Это возможность получить деньги и отремонтировать автомобиль, например, после аварии. Или просто узнайте правду: не зря каждый автовладелец обязан оформить ОСАГО и платить страховые взносы.
Когда трудно определить, кто прав, а кто виноват в автокатастрофе, на помощь следствию приходят специалисты. Криминологическая транспортная и следологическая компетентность — самое компетентное последнее слово в расследовании несчастного случая. Современные методы исследования, компьютерные программы позволяют смоделировать события, участников и выявить все причинно-следственные связи, которые привели к столкновению. Обман участников, авторов, свидетелей быстро раскрывается благодаря неоспоримым фактам.
Не стоит спрашивать ГАИ о тех действиях, которые они не уполномочены выполнять. За регистрацию ДТП, анализы на алкоголь и наркотики, административные санкции отвечает дорожная полиция. И более сложный, требующий знаний в совершенно разных научных областях, — работа криминологов.