Установка тахографов на грузовики — это правило вошло в сферу тяжелого транспорта совсем недавно. И не потому, что новая волна пришла к нам с Запада. И почему необходимо привести ситуацию на автомагистралях страны к единым европейским стандартам безопасности для всех участников дорожного движения. Поэтому были внесены изменения в ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения.
Назначение тахографов
Принимая во внимание вышеупомянутый закон, записанный в статье двадцатой, все юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны оборудовать автомобиль тахографами. И государственные служащие надзорных органов имеют право на доступ к нему для осуществления контроля.
Установки устанавливаются на следующие группы автомобилей, производимых и эксплуатируемых в нашей стране (Приказ Минтранса № 36 от 2013 г):
Тахографы также должны быть предоставлены транспортными средствами, обеспечивающими пассажирские перевозки с восемью местами (M2 и M3).
Основное предназначение записывающего устройства — безопасность, которая во многом зависит от гармонии установленного графика рабочего времени водителя и времени его отдыха. Например, согласно п. 19 Приказа Минтранса, п. 15 апреля 2004 года водитель обязан сделать пятнадцатиминутный перерыв после четырех часов вождения.
Ни для кого не секрет, что в утомленном состоянии водить машину опасно. Состояние здоровья водителя в этом случае сравнимо с посталкогольным опьянением, когда физиологическая релаксация усиливается и организм пытается как можно быстрее заснуть. Реакция человека в этом состоянии — крайне опасная летаргия.
Усталость превращается в неконтролируемую сонливость, и водитель может отключиться от реальности даже с открытыми глазами. В этот момент машина продолжает неконтролируемое движение.
Тахограф, конечно, не сможет разбудить водителя или помешать ему сесть за руль, когда он устал, потому что это всего лишь записывающее устройство. Выступая в роли бортового самописца, он работает без устали 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Каждую секунду получает и запоминает информацию об ограничении скорости, времени в пути, маршруте и, самое главное, записывает часы, проведенные в дороге и потраченные на отдых.
В случае превышения скорости или нарушения трудового режима водитель будет наказан в виде штрафа сотрудником ГИБДД. Многие компании начали внимательно следить за своими сотрудниками. Поэтому, помимо выплаты штрафа, такие сотрудники иногда должны получать штраф от начальства. Экспедиторы флота обязаны следить за показателями тахографа после следующего рейса.
В Госдуму внесен законопроект об усилении административной взыскания за пренебрежение водительским режимом.
Размер штрафов, которые ждут нас в ближайшее время:
- гражданин за руль заплатит от трех до пяти тысяч рублей. (в настоящее время — от одной до трех тысяч, статья 11.23 КоАП);
- чиновник будет наказан в размере от 7 до 10 тысяч рублей. (сейчас 5-10 тыс руб.);
- юридические лица заплатят 20-50 тыс руб.
Это наказание за допуск к полету транспортного средства, перевозящего грузы или людей без технических средств контроля, либо если оно не функционирует или не соответствует государственным требованиям. За эти правонарушения граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, будут привлечены к ответственности как юридические лица.
Помимо основной цели безопасности, записывающее устройство поможет предпринимателям:
Такой постоянный мониторинг тяжеловесного грузового и пассажирского транспорта не только успокоит вас на автомагистралях, но и принесет пользу, особенно крупным компаниям.
Тахограф — что это такое
Ветер перемен унес нас с запада. Там в семидесятые годы сработала тревога: количество аварий с грузовым транспортом стало критическим. Было ясно, что без контроля над режимом работы водителя не обойтись. Введенные правила установки таких устройств контроля показали положительный опыт снижения дорожно-транспортных происшествий. Этот опыт передался нам, но не сразу. Обязательным тахограф для грузовых автомобилей стал только в 2013 году.
Наша инфраструктура не была подготовлена к такому изменению. Огромное количество штрафов, наложенных на предприятия и водителей, подтолкнуло компанию к реформам.
Тахограф — сложное техническое устройство для непрерывной записи данных, полученных с датчиков. Внешне он напоминает автомобильную стереосистему — черный ящик с кнопками управления и одноцветным дисплеем. Устанавливается в отсек для автомагнитолы.
Тахограф — зачем его устанавливать на грузовые автомобили:
- записывает в память показатели, которыми нельзя манипулировать;
- имеет ограниченный доступ к данным, что требует квалифицированной электронной подписи;
- гарантирует безопасность и точность информации;
- уведомляет о попытках фальсификации информации.
Поскольку это криптографический механизм шифрования, его могут устанавливать и поддерживать только аккредитованные мастерские, внесенные в реестр, опубликованный на официальном портале Росавтотранса (rosavtotransport.ru) в разделе «Система управления тахографом».
По состоянию на 15 мая 2018 года во всех регионах зарегистрировано 1218 таких мастерских. Перечень информации об одиннадцати моделях тахографов, установленных на транспортных средствах, эксплуатируемых в России с 02.04.2018, доступен на этом же сайте.
Принцип работы
Цифровые измерительные приборы бывают двух типов:
- Отечественные, с блоком криптографической защиты информации (средства защиты криптографической информации). Поскольку эти блоки являются секретной российской разработкой, границу с ними нельзя пересекать. При некоторых сделках с транспортным средством (аренда, продажа) потребуется получение лицензии ФСБ.
- Западный стиль AETR (европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств) — с его помощью вы можете легально путешествовать по стране и за границу.
Все аналоговые модели больше не действуют в нашей стране с 1 июля 2016 года.
Устройство технического контроля состоит из следующих элементов:
Через систему ГЛОНАСС бортовое устройство каждую секунду фиксирует поступающие сигналы: координаты положения автомобиля, время, дату и вычисляет скорость, расстояние, время в пути и время простоя автомобиля.
Данные тахографа можно просмотреть, загрузив их с бортового устройства или с карты водителя.
Последовательность действий водителя при работе с цифровым тахографом проста:
- Сначала водитель вставляет персональную карту в слот устройства с поднятым чипом, активируя его. Если на мониторе отображается информация о держателе карты, значит, она в хорошем состоянии и введена правильно. Если устройство его не видит или выплевывает, нужно как можно скорее обратиться в сервисный центр.
- Когда датчик измерения работает, водитель может начать движение, а тахограф автоматически получит внешнюю информацию и отслеживает рабочее время.
- При парковке водитель следит за тем, чтобы на дисплее отображался режим покоя — он устанавливается автоматически после остановки двигателя.
- По окончании смены водитель вынимает карту.
недопустимо ездить на тяжелой машине без карты водителя, а также использовать стороннюю карту.
Для доступа к памяти устройства технического контроля необходимо иметь одну из именных карт, которые выдаются строго по запросу:
Память карты водителя ограничена и должна быть удалена администрацией компании. Память тахографа тоже имеет ограничения, данные загружаются раз в год.
Все виды карт выпускаются в организациях, которым разрешено их выпуск. Они перечислены в списках, опубликованных на официальном сайте Росавтотранса в разделе «Система контроля тахографов».
На какие машины не нужно устанавливать
В Минтрансе составили информационное письмо для участников проверки тахографа, в котором напомнили, что есть исключения для автомобилей, на которых не нужно устанавливать счетчик.
Тахографы не требуются для некоторых видов транспорта:
- Наземный транспорт, прокладывающий городские и загородные маршруты (категории М2 и М3), эксплуатируемый с соблюдением Правил транспорта. Подробный перечень приведен в Постановлении Правительства № 112 от 2009 года.
- Транспортные средства, которые выполняют международные рейсы и имеют пропускную карту для международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров в соответствии с Европейским соглашением (AETR) 1970 года.
- Троллейбус.
- Скорая помощь.
- Пожарная машина.
- Эвакуаторы.
- Автобетоносмесители для бетона и других строительных материалов.
- Транспорт для хозяйственного, городского и дорожного районов города.
- Инкассаторские машины.
- Машины для ритуальных услуг».
- Молоковозы и транспорт другой сельскохозяйственной продукции и скота, в том числе удобрений.
- Новостные телестудии.
- Военная техника.
- Оперативно-исследовательская деятельность.
- Учебные машины.
Полный список опубликован в ФЗ-36 «Об утверждении требований к тахографам».
Нужен ли тахограф на личный грузовик
Зачем вам нужен тахограф для вашего грузовика и нужен ли он вам?
Согласно ФЗ-196 юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны оборудовать автомобили техническими средствами контроля. Понятно, что у них есть свой бизнес, который должен регулироваться в рамках различных правовых норм, в том числе в сфере дорожного движения. Но что делать, если вы как частное лицо без образования индивидуального предпринимателя купили себе самосвал для своих личных нужд?
В приказе Минтранса России № 36 (приложение № 2) написано, что тахографы комплектуются транспортными средствами, предназначенными для перевозки грузов. В личных или коммерческих целях — закон не упоминает. Но тут на помощь приходит другой приказ того же ведомства, 273, где во втором абзаце четко прописано, что данный Порядок (упомянутый во всех перечисленных выше документах) по оснащению транспортного средства тахографами распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Так что гражданин, владеющий самосвалом для перевозки навоза или стройматериалов для ремонта дачи, вроде бы может вздохнуть с облегчением. Но не забывайте, что вам нужно много работать, чтобы показать свою заинтересованность в обладании таким большим тяжеловесом.
Сотрудник ГИБДД может не обрадоваться рассказам и даже магазинным проверкам, что вы делаете ремонт на даче и не можете таскать на себе мешки с цементом. Это потребует веских доказательств. Хотя, возможно, лично вам повезет.
Хороший выход можно найти, купив легкий грузовик массой менее 3,5 т категории N1 для перевозки личных вещей.
Какой прибор выбрать
Агентство автомобильного транспорта направило участникам внедрения проверки тахографа информационное письмо, в котором сообщает, что с 01.07.2016 использование аналоговых тахографов в России прекращено. Любое устройство без криптографической защиты будет признано таковым.
Цифровые шаблоны надежно защищены от неконтролируемого доступа. Взломать или обмануть встроенную память практически невозможно. Любая попытка совершения противоправных действий будет зафиксирована устройством, а виновный будет привлечен к ответственности.
Шифрование данных на домашних и европейских устройствах различается способами защиты:
- В русскоязычной версии информация, не защищенная датчиками, попадает в блок CIPF и уже зашифрована в самом блоке. Срок полезного использования агрегата составляет три года, по истечении которых его необходимо заменить и откалибровать.
- Во второй версии данные зашифровываются непосредственно в датчике скорости, который передает информацию на сам тахограф, который хранит ее в течение всего времени и представляет собой единый неоткрытый блок.
Тахографы с системой криптографической защиты менее защищены от искажения поступающей информации. С таким устройством можно увеличивать пробег, слить топливо, выполнять «калымы» за счет основных работ.
Несмотря на то, что европейский вариант устройства дороже и все же требует лицензии на международные автомобильные перевозки, в эксплуатации он будет более выгодным. Замена привода плюс установка, активация и калибровка каждые три года не из дешевых.
В чём отличие цифрового и аналогового тахографа
Первые тахографы имели аналоговую систему передачи информации и записывали все, что связано с поездкой, на картонный диск, называемый тахошайба. Аппарат находился под пломбированным спидометром. Аналоговый измеритель скорости состоит из нескольких шестерен. Сигналы на спидометр передаются по кабелю. Часто такой датчик располагается сразу после спидометра или коробки, и его работа несовместима с моделью цифрового типа.
Тахошайбу был подготовлен к вылету и заправлен самим водителем. Поэтому было сложно проверить достоверность приведенных показаний. Точность исходящей информации также была низкой. А в случае аварии была большая вероятность выхода устройства из строя.
На Западе аналоговые модели разошлись в 2006 году. Грузовики, произведенные в ЕС, теперь оснащены цифровыми инструментами, соответствующими европейским стандартам.
В современных тахографах используются электронные датчики, которые устроены иначе и передают сигнал сердечного ритма. У них вместо кабеля есть кабель.
Модель цифрового тахографа нельзя установить на более старый автомобиль с механическим датчиком скорости. Понадобится разобрать и заменить как сам прибор, так и спидометр вместе с проводкой.
Обмануть современный тахограф непросто, потому что постоянный мониторинг осуществляется через спутниковую систему. Изменить время, расстояние и координаты практически невозможно. Попав в криптографический блок, эти данные надежно защищены.
вы можете в любой момент получить распечатку с цифрового устройства, в которой будут отражены следующие технические данные:
Карта водителя выдается в единственном числе сроком на три года. Информация из него хранится в течение одного года и может быть проверена инспектором в любое время.