Гарантийный срок для продукта в соответствии с Законом о защите прав потребителей устанавливает время, в течение которого можно предъявить претензию в отношении качества приобретенного продукта. Чтобы увеличить шансы на успешный спор с продавцом, необходимо знать специфику для определения этого срока.
- Гарантии при покупке товара
- Какие бывают гарантии
- Кто устанавливает гарантийный период
- Когда начинает течь гарантийный срок
- Технически сложный товар
- Сезонный товар
- Замененный товар
- Расходные материалы
- Комплектующие и составные части
- Если гарантийный период не установлен
- Гарантийный период и срок службы — в чем разница
- Ремонт по гарантии
- Ответы юриста на частные вопросы
- Заключение эксперта
Гарантии при покупке товара
Согласно ч. 1 ст. 470 ГК РФ, на момент передачи товара продавец гарантирует соблюдение требований ст. 469 ГК:
Какие бывают гарантии
При заключении договора купли-продажи продавец предоставляет покупателю 2 вида гарантий:
- Юридический (обязательный), согласно которому товар не должен иметь дефектов, снижающих его ценность или пригодность для целей, предусмотренных контрактом на момент покупки.
- Договорная — дополнительное обязательство, по которому продавец гарантирует соответствие товара установленным требованиям в течение определенного периода.
Этот период времени является Гарантийным периодом (HS), в течение которого вы можете заявить о качестве своей покупки.
Кто устанавливает гарантийный период
Согласно части 5-6 ст. 5 Закона РФ от 02.07.1992 г. 2300-1 «О защите прав потребителей» гарантийный срок может быть установлен:
Кроме того, магазин имеет право принимать рекламации в течение срока, указанного производителем, в качестве дополнительного обязательства по договору купли-продажи.
Когда начинает течь гарантийный срок
Порядок расчета ГС регулируется статьей 19 ЗоПП. Дата начала:
Если речь идет о покупке в рамках распродажи, то гарантийный срок рассчитывается по общим правилам, с момента доставки товара покупателю.
Технически сложный товар
Для бытовой техники и других технически сложных товаров гарантийный срок рассчитывается стандартным образом — с момента получения покупателем или со дня доставки, в случае удаленной покупки.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 18 ЗоПП, при обнаружении незначительных дефектов товар можно вернуть в течение 15 дней. По истечении этого срока возмещение возможно, если:
Перечень технически сложных активов установлен Постановлением Правительства РФ № 924 от 10 ноября 2011 г.
Сезонный товар
Для сезонных вещей, предназначенных для использования в определенный период, установлены отдельные правила расчета гарантийного срока. Он начинается не с момента покупки, а с начала соответствующего сезона.
Если покупка была совершена после начала определенного периода года, применяются стандартные правила расчета гарантийного срока сразу после покупки или доставки, в зависимости от способа.
Закон не устанавливает точный перечень сезонных товаров, но ст. 19 ЗоПП упоминает одежду и обувь. Считается, что сезонные товары также включают в себя некоторое снаряжение, такое как лыжи или сноуборды, которые можно использовать только зимой.
Для определения сезонности необходимо изучить характеристики и правила эксплуатации товара, а также общие сведения о нем.
важно учитывать, что начало каждого сезона устанавливается отдельно в каждом субъекте Российской Федерации в соответствии с региональным законодательством.
Замененный товар
Согласно части 2 ст. 21 ЗоПП, при замене одного товара на другой расчет гарантийного срока начинается заново — с момента передачи или доставки покупателю.
Если сторонами не предусмотрены дополнительные условия, срок гарантии определяется стандартно.
Расходные материалы
Расходные материалы — это материалы, срок службы которых зависит от интенсивности использования, например каблуки на обуви, картриджи, автомобильное масло и т.д.
Как правило, гарантия на данную категорию не распространяется. Следовательно, невозможно запросить бесплатную замену принтеров, если, например, чернила в картридже закончились или высохли из-за длительного периода бездействия.
Комплектующие и составные части
Согласно ч. 3 ст. 19 ЗоПП, ГС для отдельных частей такое же, как и для основного продукта, если в договоре не указано иное:
Если гарантийный период не установлен
Установление гарантийного срока — право производителя, а не обязанность. Поэтому эта информация может быть недоступна на момент покупки.
В этом случае покупатель вправе предъявить претензии в течение 2 лет с момента приобретения товара, согласно п. 2 ч. 1 ст. 19 ЗоПП.
Кроме того, это право возникает, если будет доказано, что дефекты возникли до даты покупки.
Устали читать? Мы подскажем вам по телефону и ответим на ваши вопросы
Гарантийный период и срок службы — в чем разница
Срок полезного использования — период, в течение которого товар должен соответствовать установленным эксплуатационным характеристикам (ч. 1 ст. 5 ЗоПП). Устанавливается по требованию производителя, за исключением товаров, которые через определенное время могут представлять опасность для жизни и здоровья. Согласно ч. 4 ст. 5 ЗоПП, к ним относятся:
Срок службы можно рассчитывать не только по временным интервалам, но и по километрам, метрам и другим параметрам, исходя из функционального назначения изделия.
Если срок службы не установлен производителем, он составляет 10 лет. Если существенный дефект возникает после истечения гарантии, но в течение периода обслуживания, остается право подать жалобу продавцу. Единственное условие — доказать, что дефект возник перед покупкой или из-за обстоятельств, возникших до доставки товара потребителю.
Ремонт по гарантии
Одним из вариантов предъявления претензии к продавцу является право на бесплатное устранение дефектов, возникших в течение гарантийного срока.
Согласно ч. 1 ст. 20 ЗоПП, эти недостатки необходимо немедленно исправить. Максимальный срок — 45 дней.
Если в этот период ремонт не будет завершен, стороны могут заключить дополнительное соглашение, увеличивающее время на устранение дефектов. Важно учитывать, что отсутствие деталей или отдельных узлов не является поводом для увеличения сроков ремонта.
В соответствии с ч. 2 ст. 20 ЗоПП, если речь идет о товаре длительного пользования, производитель обязан предоставить аналогичный товар в течение 3 дней на рабочий срок для устранения дефектов.
После ремонта гарантийный срок продлевается на время, потраченное на него.
Ответы юриста на частные вопросы
Где я могу найти информацию о гарантийном сроке на приобретенный мной телефон? Согласно ч. 4 ст. 19 ЗоПП, информация о гарантийном сроке указана в информации о продукте. Производитель или продавец могут пометить инструкцию по эксплуатации или оформить отдельный гарантийный талон. У ноутбука сломалась зарядка. Это гарантийный случай? Если в договоре не прописаны отдельные гарантийные условия на комплектующие, необходимо руководствоваться ч. 3 ст. 470 куб.см, согласно которому устанавливается гарантийный срок как на сам товар, так и на его комплектующие. Пошел в магазин по поводу неисправности телефона. Мне было отказано в ремонте или возврате денег, поскольку гарантия истекла на дату изготовления. Прав ли я в этом случае? Гарантийный срок исчисляется с момента доставки товара, а не с даты изготовления. Поэтому закон на вашей стороне, пишите жалобу и при необходимости обращайтесь в суд. Гарантия на автомобиль заканчивается через неделю, а по результатам диагностики продолжительность ремонта составляет не менее 25 дней. Значит ли это, что через неделю ремонт будет продолжен за мой счет? Нет, потому что вы связались с производителем до истечения срока гарантии. Сдал планшет в гарантийный ремонт, после возврата снова сломался через 3 дня. Есть ли гарантийный срок на ремонтные работы? Этот срок законом не определен, исполнитель устанавливает его самостоятельно. В выдаваемой квитанции должен быть указан гарантийный срок эксплуатации планшета после ремонта. Если эта информация недоступна и вы считаете, что работы были выполнены некачественно, направьте претензию подрядчику со ссылкой на ст. 29 ЗоПП.
Заключение эксперта
Подведем итоги:
- При передаче товара покупателю продавец гарантирует соответствие его эксплуатационным характеристикам.
- При покупке вы можете рассчитывать на два типа гарантий: юридические (обязательные) и договорные, которые устанавливают гарантийный срок.
- Срок гарантии может быть установлен производителем или продавцом.
- Исчисление срока начинается с момента получения товара покупателем.
- Для сезонных продуктов гарантийный срок начинается с даты начала определенного периода года или с момента доставки покупателю, если покупка совершается в сезон.
- При замене товара на аналогичный гарантийный срок пересчитывается.
- На расходные материалы нет гарантии.
- Гарантийный срок на комплектующие соответствует сроку, установленному для самого продукта, если стороны не договорились об ином.
- Если гарантийный срок не установлен, вы можете подать претензию в течение 2 лет с момента покупки.
- Помимо гарантийного срока, также устанавливается срок действия продукта, то есть время, в течение которого он выполняет определенные задачи.
- Если срок хранения не указан, срок годности продукта должен составлять 10 лет.
- Гарантийный ремонт бесплатный, осуществляется в течение 45 дней, при необходимости дополнительного времени на устранение недостатков между сторонами заключается дополнительное соглашение.
Снежана Погонцева
Юрист, автор-редактор сайта
(Семейное право, стаж 12 лет)
Задайте вопрос