Олень, кошка, детский мяч или ребенок, прыгнувший на дороге, создают стрессовую ситуацию для человека, управляющего автомобилем. Крутой поворот в несколько раз увеличивает шансы на катастрофический исход. Описанные выше ситуации характеризуют моменты, в которые водитель должен реагировать чрезвычайно быстро. Но он не сможет мгновенно повернуть машину в сторону — есть физиологическое понятие — время реакции водителя. Кроме того, у автомобиля есть своя скорость торможения.
- Время реакции водителя, определение, от чего зависит
- Как водитель реагирует на дорожной ситуации
- Этапы процесса реакции
- Среднее значение, время реакции водителя
- Прогнозирование непредвиденных ситуаций
- Транспорт, едущий к нам навстречу по встречной полосе
- Пешеход, пересекающий полосу нашего движения под прямым углом
- Правильная посадка водителя за рулём автомобиля
- Время реакции водителя при проведении автотехнической экспертизы ДТП
Время реакции водителя, определение, от чего зависит
Время реакции — это время, когда человек за рулем уже заметил изменения на дороге, но еще не успел ничего сделать. Можно только представить, что за это время происходит в голове водителя, который теперь медленно понимает, что он убийца, менее чем за 5 минут.
Любое количество будет сугубо индивидуальным и может зависеть от многих факторов. Следовательно, на скорость реакции сильно влияет психическое состояние, физическое здоровье, наличие отвлекающих факторов или проблем в самом транспорте (например, нестабильные тормоза).
Факторы, снижающие скорость реакции:
- Время суток. Рано утром (4-5 утра) он действует «снотворно», поэтому увеличивает время, затрачиваемое на размышления. Сумерки затрудняют прогнозирование опасности заранее.
- Психический компонент. Недавняя ссора, неприятности с роботом, грозит затянуться, если не ускорится. Усталого вчерашнего человека, обеспокоенного предстоящими событиями, отвлечет на что-то другое.
- Физическое состояние. Имеется в виду болезнь, принятая несколько часов назад седативными средствами, транквилизаторами и алкогольным опьянением. Все это, по отдельности или в сочетании, значительно снижает отклик.
- Нетипичный. Замешательство из-за необычной ситуации усугубляет проблему.
- Пол, опыт.
Сюда можно добавить характер и психотип человека. Также необходимо учитывать климатические факторы. Лед, дождь: все, что ухудшает сцепление с дорогой и видимость шин, отрицательно сказывается на управляемости автомобиля.
Как водитель реагирует на дорожной ситуации
Есть два препятствия, которые человек за рулем должен преодолеть, чтобы отреагировать на «раздражитель»: мозг и мышцы. Следовательно, сигналу требуется время, чтобы пройти путь от глаза (если была замечена опасность) до центральной нервной системы (центральной нервной системы). Там сигнал обрабатывается и только потом попадает в мышцы. В свою очередь, они совершают движение, в результате чего для перемещения ноги от акселератора к педали тормоза требуется 0,5 секунды, что само по себе немало.
Весь путь прохождения сигнала занимает доли секунды, но именно они становятся решающими в стрессовой ситуации. Было отмечено, что неопытные или неуверенные в себе личности реагировали быстрее: они привыкли не полагаться на собственное восприятие и в непонятных ситуациях перестраховывались.
При угрозе аварии эта функция сыграет им на руку, так как мозг не успевает обработать информацию, так как сразу же решает действовать по привычке — перестраховаться.
Этапы процесса реакции
Все время реакции условно разделено на фазы:
- Оценка ситуации.
- Принимать решение.
- Реагировать.
На первом этапе информация передается от сенсора в мозг и обрабатывается. Правда, одно дело — подумать о ситуации конструктивно и, согласно принятому позже решению, сделать это. Другое дело паника. Он возникает, когда мозг получает необычную информацию и не обучен действовать в зависимости от ситуации. Большинство из нас редко сталкивается с чем-то необычным, поэтому в стрессовых ситуациях «замирает».
Второй шаг — принять решение исходя из ситуации. Человек за рулем решает, тормозить, пискнуть или напугать пешехода, свернуть с дороги или продолжить движение. В нормальном состоянии у мозга может быть достаточно времени, чтобы принять решение, переоценить ситуацию, а затем изменить ее. В критической ситуации его менять некогда и когда водитель пытается это сделать, он начинает работать. И это тоже требует времени.
Заключительный этап — это сама реакция, при которой человек за рулем действует, чтобы предотвратить аварию. Все психомоторные навыки направлены на ускорение старта заключительного этапа.
Среднее значение, время реакции водителя
Выяснив, что подразумевается под временем реакции пилота, интересно узнать, какая цифра считается нормальной для реакции в критической ситуации. Следовательно, скорость колеблется от 0,4 до 1,6 секунды.
Водителя, показатель которого ближе к последнему, не следует считать слишком медлительным, так как вышеперечисленные факторы могут снизить скорость принятия решений (ночь, переутомление, стресс и т.д.).
Среднее время нормального торможения составляет 0,5 секунды. Пришло время нажать на педаль тормоза. Однако при маневрировании мозг сосредоточен на рулевом управлении, что снижает скорость действий в неожиданно изменившейся дорожной ситуации.
Прогнозирование непредвиденных ситуаций
Предотвратить все опасности не удастся: непредвиденное, тем более, непредвиденное, которое невозможно будет предвидеть.
Однако есть и такие, которые появляются чаще и связаны с такими же неожиданными «гостями» в дороге:
Дополнительными факторами можно считать лед, выбоины и другие обстоятельства, предотвращающие аварию.
Транспорт, едущий к нам навстречу по встречной полосе
Хотя общепринято, что среднее время реакции водителя на опасность составляет 0,4 — 1,6 секунды, этот показатель следует воспринимать несколько условно при столкновении с встречным транспортным средством. Мало того, что расстояние уменьшается с каждой миллисекундой, даже если водитель успевает затормозить, нет уверенности, что секунда, не успев среагировать, не сбивает его с пути.
В такой ситуации необходимо думать о способах спасения жизни. Лучшее решение — сдаться, не думая о том, кто прав, а кто нет. Если возможно, загоните машину в кювет, а затем снизьте скорость. При этом никто не исключает, что встречная машина на такой маневр не возьмется и промахнуться не получится. Так опасно ездить на встречной полосе.
Пешеход, пересекающий полосу нашего движения под прямым углом
Прямой угол для пешехода очень нетипичен. Обычно он движется по диагонали, что увеличивает траекторию. В особо запущенных случаях траектория напоминает броуновское движение молекул, поэтому легче проанализировать более простой случай. Помочь в такой ситуации может только хорошая реакция, заранее подготовленная водителем, и хорошие тормоза.
В связи с тем, что невозможно предугадать действия пешехода, следует выделить места с повышенным риском:
В последнем случае может возникнуть банальная ситуация — на дороге выскочил мяч. Следует ожидать, что за ним вскоре появится человек, который видит цель, но не замечает препятствия.
Правильная посадка водителя за рулём автомобиля
Отдельная тема — правильная посадка человека, сидящего за рулем. Неудобная поза увеличивает время реакции водителя, и эту позу можно изменить заранее, что поможет предотвратить аварии.
Требования к посадке:
- Подголовник находится на уровне затылка.
- Спинка находится на спинке стула, а не параллельно ему.
- угол наклона сиденья нормальный 75-900.
- Ноги вытянуты до колен примерно на 1200.
В таком положении водитель может быстро переставить ноги с педали на педаль, что спасет ему жизнь. Речь не идет о положении, в котором должен находиться пьяный — горизонтально и желательно подальше от машины.
Время реакции водителя при проведении автотехнической экспертизы ДТП
По результатам проведенных тестов на время реакции, эксперты выявляют пробел, в котором требуется простое и сложное решение. Время простоя меньше секунды — 0,6 (езда по второстепенной дороге, пешехода хорошо видно). Сложнее — 0,8 секунды (выход автомобиля на встречную полосу, пешеход заметен слишком поздно).
Благодаря данным такой экспертизы при расследовании ДТП в суде будет учитываться не только формальное соответствие действий водителя правилам дорожного движения, но и его способность отреагировать в столь короткие сроки.
Поэтому, будучи пешеходом, следует учитывать, что человек в автомобиле может просто не успеть среагировать и последовать за ним, чтобы быть видимым для водителя.
Со стороны водителя вы должны постараться сократить время реакции и не садиться за руль уставшим, раздраженным, истощенным или пьяным. Кроме того, каждый участник дорожного движения будет доступен, если ни водитель, ни пешеход не забудут, что все они являются участниками дорожного движения и обязаны соблюдать требования законодательства.